Биг-эйр — вид показательных соревнований в сноубординге, основанный на фристайле. Выступление предусматривает выполнение спортсменом трюков во время затяжного прыжка с большого трамплина. Начиная с зимних игр 2018 г. в Пхенчхане включен в программу олимпийских спортивных дисциплин.
История биг-эйра в сноубординге
Катание на сноуборде обеспечивает райдеру широкие возможности выбора места для езды и определения собственного стиля. Акробатический стиль катания, будь то джиббинг в парке или фристайл вне трассы, является неотъемлемой частью сноубординга.
Big Air, или Большой полет, относится к соревновательным выступлениям. Выполнение сложных трюков в воздухе требует достижения обозначенной высоты и расстояния при прыжке. Протяженность полета в воздухе достигает 25-30 м, высота — до 20 м. Во многих состязаниях по биг-эйру необходимо совершить во время прыжка заданный акробатический элемент. Это обусловливает унифицированную оценку данного выступления с четкими требованиями к амплитуде, сложности прыжка и чистоте приземления.
В программе соревнований по зимним видам спорта Big Air представлен с 2003 года. Впервые дисциплина появилась на играх X-Games, которые являются крупным и зрелищным американским первенством по экстремальным видам спорта. Позднее состоялось включение биг-эйра в перечень состязаний Чемпионата мира по сноуборду ФИС. В 2015 году было решено добавить этот вид спорта в программу зимних Олимпийских игр. Первые олимпийские выступления по биг-эйру состоялись во время Олимпиады в Южной Корее.
Разборная конструкция трамплинов позволяет организовать чемпионаты по биг-эйру не только на горных склонах, но и в павильонах. Для этого возвышения покрываются искусственным снегом, а технологичность сооружений делает их практическими не отличимыми от естественных заснеженных трамплинов.
Трасса
Для выполнения затяжного прыжка большое значение имеет трамплин, с которого стартует спортсмен. Конструкцию рампы составляют такие части:
- разгонка (с этого участка высотой до 8 м и наклоном около 40° начинается движение райдера);
- транзит или проход (небольшой горизонтальный пологий участок, позволяющий скорректировать скорость движения);
- кикер или рампа (сам трамплин высотой до 2 м и длиной до 4 м, задающий траекторию прыжка спортсмена благодаря вогнутой форме);
- стол (область полета райдера длиной до 3 м);
- приземление (участок под наклоном около 20-30°, необходимый для чистого завершения трюка);
- выкат (широкая и длинная часть трассы для комфортного торможения).
Разделяют трамплины, предназначенные для любителей фристайла и профессиональных райдеров. Рампу для начинающих сноубордистов отличает длина стола до 5 м, длинный участок транзита и мягкий радиус кикера. Тогда как трамплины для профессионалов имеют протяженный стол более 5-10 м и жестко выраженный кикер. В таких трамплинах часто нет участка транзита.
В акробатических дисциплинах сноубординга есть требования к плоскостям сооружения. Снежный покров на трамплине должен быть тщательно укатанным, с ровной и широкой поверхностью для безопасного выполнения трюков райдерами.
Прыжок
В соответствии со строением трамплина при выполнении биг-эйра выделяют 3 этапа:
- стартовый разгон;
- прыжок с трамплина и акробатические элементы в воздухе;
- приземление.
Разновидности трамплинов, существующие в современной программе дисциплины:
- Big Air. Классическая конструкция с большим перепадом между точкой начала прыжка и местом, куда райдер приземлится после выполнения трюка.
- Gap. Трамплин и область для посадки после прыжка разделяет яма (гэп). Это упрощает конструкцию, делая ее пригодной для использования в павильонах.
- Tablebot. Сооружение пирамидальной формы с кикером и выкатом, расположенными на одной высоте, а также пологим участком для полета.
- Roller. Гэп между краем трамплина и участком для приземления выражен неявно, участок стола практически сплошной.
- Spine. Область для посадки после прыжка располагается сразу за кикером, т.е. участок стола маленький либо отсутствует.
Трюки, выполняемые на сноуборде в биг-эйре, выбираются каждым райдером в зависимости от личных предпочтений и уровня мастерства. Главной целью свободного полета является динамичный и эффектный прыжок с чистым приземлением. Среди возможных акробатических элементов — сальто, вращения и захват разных частей сноуборда в воздухе.
Рекомендации по прыжку
Важным условием безопасного выполнения трюков является профессиональная подготовка и правильно подобранная экипировка. Пренебрегая спортивным снаряжением, райдер рискует травмироваться. Приступать к выполнению сложных элементов фристайла следует после предварительной подготовки с опытным инструктором.
Каждый трюк в дисциплине Big Air требует от спортсмена знаний о правильном положении тела и распределении массы во время старта с трамплина или непосредственно свободного полета. Делая отрыв в прыжке от рампы, необходимо грамотно переносить собственный вес для совершения вращения или переворота и последующего безопасного приземления.