Гигантский слалом: история появления, описание трассы и правила проведения соревнований

Гигантский слалом (слалом-гигант) относится к дисциплинам горнолыжного спорта, наряду со специальным слаломом, супергигантом, скоростным спуском, альпийской комбинацией и параллельным слаломом.

Гигантский слалом

История дисциплины

Дебютировали состязания, напоминающие современный формат гигантского слалома, более чем 100 лет назад в австрийском Лилиенфельде (1905 г.). В 1950 г. Международная Федерация лыжного спорта (FIS) официально включила слалом-гигант в программу чемпионата мира по горным лыжам, который принимал американский Аспен. На Олимпиаде в Осло (1952 г.) слалом-гигант стал частью горнолыжной программы наряду со слаломом и скоростным спуском.

Этот олимпийский вид является одной из главных дисциплин в календаре Кубка мира по горным лыжам. Приз в этом зачете — малый Хрустальный глобус. Соревнования проводятся как в мужском, так и в женском зачете.

Требования к трассе

Прежде всего это перепад высот: для мужчин 250-450 м, в женских состязаниях 250-400 м, На этапах Кубка мира, Олимпиаде и чемпионатах мира обязательный минимум составляет 300 м.

По всей протяженности трассы расставляются ворота, образуемые флагами красного и синего цветов, натянутыми на парные древки, расстояние между воротами неодинаково, оно зависит от особенностей склона и определяется постановщиками. В роли постановщиков трассы выступают тренеры той или иной сборной, а ширина ворот варьируется от 4 до 8 м.

Трасса для гигантского слалома
Трасса для гигантского слалома.

Цвета флагов обязательно чередуются. Внизу кромка полотнища на древках не должна располагаться ниже 1 м от снежного покрова. В среднем ширина трассы 40 м. Доля поворотов — 11-15% от перепада высот трассы.

С 2011 г. в официальном горнолыжном календаре появились соревнования по параллельному гигантскому слалому, в котором иные требования: гораздо меньший перепад высот (80-100 м) и гораздо более короткая трасса, где на каждую попытку горнолыжникам приходится тратить в среднем 20-25 секунд, ширина трассы намного меньше, ворот нет, а каждый поворот обозначен флагом на двух древках.

В параллельном «гиганте» одновременно стартуют два спортсмена, один по «синей» трассе, другой по «красной». Цель каждого спортсмена — финишировать раньше соперника по заезду. Важны сотые доли секунды, поэтому старт производится из специально оборудованного створа. Трассы для параллельного слалома должны максимально соответствовать одна другой по числу ворот, толщине снежного покрова, рельефу. На дистанции обязательно сооружаются 2 маленьких трамплина.

Проведение соревнований

Порядок старта таков: с учетом рейтинга FIS спортсмены делятся на 3 группы, для участников соревнований, входящих в топ-15 вышеназванного рейтинга, проводится жеребьевка, согласно которой они стартуют в первый раз. По результатам, показанным в первой попытке, формируется стартовый протокол второй попытки. Топ-30 после первой попытки стартуют в обратном порядке, начиная с 30-го и завершая первым. Те спортсмены, которые после первой попытки заняли места ниже 30, стартуют согласно занятым при первом прохождении трассы местам.

Соревнования в гигантском слаломе
Соревнования в гигантском слаломе.

Побеждает атлет, сумма секунд которого (с точностью до сотых долей) по итогам двух попыток наименьшая.

Наряду со специальным слаломом «гигант» относится к числу технических дисциплин, в отличие от скоростных видов — супергиганта и скоростного спуска, где скорости движения выше. Так, если в последнем скорость скольжения порой превышает 130 км/ч, то в слаломе-гиганте этот показатель достигает 80 км/ч, поэтому на первый план выходит техника прохождения поворотов. По сравнению со скоростными видами в гигантском слаломе трасса проходится в более высокой стойке.

Поскольку главной целью является пройти трассу как можно быстрее, следует стараться сохранять максимальный наклон корпуса, огибая флаги, вместе с тем не допуская проскальзывания кантов (кромок) лыж, которые должны врезаться в снег. Поэтому металлические канты лыж специально затачиваются. Ноги при прохождении поворотов должны быть полусогнуты.

При плохом сцеплении кантов лыж со снегом велика вероятность ошибки при прохождении ворот, схода с трассы, падения и получения травм. Если на виражах корпус горнолыжника образует со снежной поверхностью большой угол, это приводит к потере сотых и десятых долей секунды.

Лучшее время удается показывать спортсменам, умеющим проходить трассу агрессивно, атакуя ворота под острым углом, не позволяя себе грубо ошибаться. Максимальная нагрузка при этом выпадает на внешнюю лыжу, но и на внутреннюю лыжу она существенна, поэтому большую роль играет физическая подготовка спортсмена — нагрузка на суставы, связочный аппарат и мышцы велика.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector